Родителям

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Игры с массажным мячиком


"УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ"  В.А.Сухомлинский

Для развития мелкой моторики, речи, внимания у детей часто используют пальчиковые игры. Благодаря пальчиковой гимнастике развиваются творческие способности, скорость мышления, улучшается настроение. В Китае еще в древности были распространены игры с каменными шарами, а в Японии с грецкими орехами.

В настоящее время появилось большое разнообразие атрибутов для игр с пальчиками. Очень полезен для таких занятий массажный мячик.

Массажный мячик предназначен для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и ступней ног. Игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Мячик является хорошим средством снятия напряжения мышц и устранения последствий стресса. Закругленные массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные точки рук и ступней.

Для игр с мячиком хорошо использовать различные стихотворные тексты:


Мячик-ёжик мы возьмем        (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем               (катаем между ладоней)

Вверх подбросим м поймаем ( подбросить мячик)

И иголки посчитаем              (пальчиками нажимать на шипы)

Пустим ежика на стол           (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем         (прижимаем мячик)

И немножко покатаем            (катаем по столу)

Потом ручку поменяем...        


Как определить, что у ребенка дизартрия?

Очень часто в своей практике логопеды сталкиваются с детьми с  дизартрией (стертой дизартрией)

Дизартрия - это речевое расстройство, при котором нарушаются движения речевого аппарата, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится малоразборчивая, нечеткая, смазанная. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, темп, ритм, голос и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии?

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, лица)

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

3. Нарушается звукопроизношение. Нарушается не один, а сразу несколько звуков

4. Нарушается речевое дыхание. Речь ребенка "затухает" к концу фразы. Ребенок дышит очень часто. 

5. Нарушается голос. Нарушенный голос часто звучит выше, чем должен быть.

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, темп и ритм речи. Речь ребенка монотонна, замедленна или наоборот слишком быстрая.Ребенок не может самостоятельно менять высоту тона.

7. Слюнотечение. Слюнотечение может быть как постоянным ,так и усиливающимся при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

 Чтобы поставить точный диагноз, нужно обратиться к  специалисту. 

Упражнения для выработки хорошего почерка

Упражнение №1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Дети зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Упражнение №5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и так далее. В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Стихи для звука Р

Стихи и скороговорки для звука Р

Три тропки, три трубки

На травке тропка, травка на тропке.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Все бобры добры для своих бобрят.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

* * *

Тры – тры- тры, тры- тры-тры,

В лагере горят костры.

Тру –тру – тру, тру- тру – тру,

Нас зовет труба к костру.

Тра – тра – тра, тра – тра – тра,

Поем песни у костра.

Тро – тро – тро, тро – тро – тро,

Летит время быстро.

                           *

У пригорка Егорка объегорил волка

                           *

33 вагона в ряд тараторят, тарахтят

                           *

Тара – тара – тарара

Вышли в поле трактора.

Чистоговорки

Ра – ра – ра – спать пора

Ро – ро – ро – наступило утро

Ры – ры – ры – жужжат комары

Ра – ра – ра – вставать пора

Ро – ро – ро – я уронил ведро

Ры – ры – ры – продаю топоры

Ра – ра – ра – кушать пора

Ро – ро – ро – я уронил перо

Ры – ры – ры – страшные пожары

Ра – ра – ра – интересная игра

Ры – ры – ры - разные приборы

Ра – ра – ра – мышиная нора

Ру – ру – ру – подбавь пару

Ро – ро – ро – плачет Пьеро

Ра – ра - ра – крутая гора

Ры – ры – ры – убегают воры

 

 

Зеркальное письмо у детей

Зеркальное письмо у детей

     В последнее время все чаще родители стали обращаться с вопросом: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?»

    Такие проблемы часто встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии (нарушения письма).

    Если ребёнок дошкольного возраста, до момента начала обучения грамоте, не приобрёл умения сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

    Так же зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

    Проблема «зеркального» письма требует своевременной коррекции. Помочь ребенку в этом может не только учитель, но и родители.

 Упражнения для устранения зеркального письма

 

1. Развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле. Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку? Стул слева или справа от тебя? и т.д.)

2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

3.  Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы),  в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7.  Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

8.  Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

9.  Демонстрация букв в разном положении.

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11.  Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и  строчные.

12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.

13.  Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек (И, А, П, Н, С, Ж Г, Т, К).

Упражнения для пальчиковой гимнастики

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

 

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание(по 20 раз)

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеих рук одновременно;

г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

  1. Вращение кистями рук(по 10 раз):

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны».

  1. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

  1. Прогибание кистей рук(по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

  1. Соприкосновение подушечек пальцев –«Колечко»:

а) пальцы правой руки;

б) пальцы левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) двумя руками в разном направлении.

Упражнение выполняется в прямом и обратном направлении.

  1. «Коготки»– сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).
  2. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди(по 10 раз):

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеих рук одновременно;

г) в разных направлениях.

Сначала начинать с большого пальца, затем с мизинца.

  1. «Ножницы»– разведение пальцев в стороны (по 10 раз).
  2. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем двумя руками одновременно.
  3. «Лезгинка».Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  4. «Ухо – нос».Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя за столом)

 

  1. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
  2. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеих рук вместе.

  1. Имитация игры на пианино.
  2. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
  3. «Бегают человечки» – указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

 

Самомассаж кистей и пальцев рук

 

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

 

Если ваш ребенок - левша

Если ваш ребенок – левша

 

Посадка при письме

    При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

    В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

    Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук

    Руки должны лежать на столе так, чтобы  локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Положение кисти руки

    Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы держания ручки

    Существует несколько способов письма левой рукой.

   Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

   Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

   Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

    Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

    Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

    Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

1.    застегивание и расстегивание пуговиц;

2.    завязывание и развязывание лент;

3.    перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

4.    всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;

5.    плетение из ниток закладок, ковриков;

6.    завязывание узелков и т.п.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

-         выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

-         выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

-         руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

-         пальцы разомкнуты как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

-         сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Артикуляционная гимнастика для Л

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Все упражнения выполняются перед зеркалом.

  1. Заборчик. Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.
  2. Лопаточка. Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  3. Вкусное варенье. Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
  4. Чашечка. Открыть рот широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
  5. Почистим зубки. Почистить кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
  6. Маляр. Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед – назад.
  7. Качели. Рот открыт. Язык поднимать за верхние зубы, опускать за нижние.
  8. Лошадка. Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
  9. Накажем непослушный язычок. Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя…»